Дорога памяти и скорби.
24 февраля поисковый отряд «Память» МОУ «Пологозаймищенская СОШ» получил задание от главных специалистов УО Таран Евгении Викуловны и Дюковой Марины Ивановны: найти дорогу, по которой положане уходили на фронт. К поиску дороги подключились все: члены поискового отряда, учащиеся и учителя школы.
Из рассказов старожилов села мы узнали, что дорога была построена из булыжников в дореволюционный период. В то время наше село тянулось 7 км вдоль реки Подстёпка. Цель постройки - обеспечить выезд на верхнюю трассу села в распутицу. Дорогу в селе называли извоз, и их было две. Одна на Михеевке, чтобы ездить на рынок во Владимировку и вторая на Афанасовке, чтобы ездить в Капустин Яр. Как же происходило строительство дороги? Своего булыжника в селе не было, поэтому его привозили из Баскунчака. Строительством дороги руководила организация «Земство». Выкладывали дорогу бедные люди, а люди зажиточные должны были привезти булыжник. Если семья имела одну корову, она давала 6 булыжников. А если 3, то 18 булыжников. Что такое булыжник? Это камень длиной 15-20 см, а шириной 8-10 см. Таким образом, дорога н аходилась в пользовании села до 1928 года.
Началась коллективизация, и в селе были организованы 5 колхозов. Колхоз имени «Калинина» объединял хутора Ковалёв, Поповичев, Охремкин, Гусов, Клочков, Томский, Беловин, Тарасов, Кроликов. Колхоз имени «Сталина» располагался на хуторах Савин, Макухин, Лебедев. В колхоз «Новый путь» входили хутора Земский, Мочаги, Володин, Нетипанов. Колхоз имени «Молотова» объединял хутора Плаксунов, Емцев, Цуцорин. А рыболовецкий колхоз «Большевик» располагался на зимовках Облов и Засыпкин. Ответственность за поддержание дорог в рабочем состоянии перешла к колхозам. Начинается распашка неосвоенных новых земель, строительство ирригационной (водополивочной) системы, и объём перевозок резко увеличивается. В колхозах появились трактора и машины. На разных хуторах образовались молочно – товарные фермы, и вывоз молока во Владимировку осуществлялся именно по этой булыжной дороге.
Но началась война, и мужское население было мобилизировано на фронт. Тютькин Николай Алексеевич вспоминает: «Мой отец Тютькин Алексей Сергеевич (1906г р) в то время был бригадиром овощной бригады колхоза имени «Калинина». И весть, что началась война, застала их на поле. От этого женщины плакали, а уже вечером 22 июня привезли первые повестки о том, что мужчин забирают на фронт. Николай Алексеевич отпустил всех домой в село собираться. А 24 июня в центре села возле сельсовета собрался народ. Призывников было много.
Колхозы обеспечили подводами. Многие плакали, другие пели и плясали под гармонь. Но все верили, что через месяц – другой война закончится. И вот призывников посадили на телеги, и они поехали во Владимировский военкомат на призывной пункт. Провожающие: жёны, дети, матери, старики, соседи провожали призывников. А потом долго стояли на пригорке и смотрели им в след».
Карбанов Алексей Анисимович (1908 г р) работал в артели «Буревестник» в валяльном цеху, где делали валенки. В августе 1941 года его взяли на фронт. Повестку сразу получили 15-20 человек и их везли на старой машине во Владимировку. Дома остались беременная жена и 5 детей. Уезжая, он сказал: «Не переживайте, я обязательно вернусь». Но семья получила в сентябре 1942 года похоронку: пропал без вести под Сталинградом. Тютькина Василия Васильевича забрали на фронт в апреле 1944 года, едва ему исполнилось 18 лет. Его отец Тютькин Василий Васильевич (1891 г р) посадил сына на телегу и сам повёз во Владимировку. А вскоре семья тоже получила похоронку. На фронт из села Пологое Займище ушло 700 человек, не вернулись 400 человек. И всех этих мужчин и даже женщин провожали на фронт именно по этой дороге. Так в селе возникла традиция – провожать на фронт по Михеевскому извозу.
Но шло время. На верхней террасе стала формироваться новая инфраструктура колхозов, появилась МТС. А в 1950 году 5 колхозов объединились в один – имени «Сталина». Первым председателем, которого был Уманский Лазарь Моисеевич. Появились новые дороги, связывающие на прямую мост из займища и МТС. В 1970 –х годах в связи с подтоплением села, дома стали перевозить и строить наверху. И потребность в использовании этой булыжной дороги постепенно стала снижаться. Движение по ней становилось всё меньше и меньше. И дорога стала ветшать, зарастать травой, на ней появились промоины. Но в сердцах людей она навечно останется как дорога памяти и скорби о тех, кто ушёл на войну и не вернулся.
Хочу поблагодарить Остапенко Григория Никитича, Тютькиных Николая Алексеевича и Александру Алексеевну, Савельева Анатолия Даниловича, Тютькиных Ивана Васильевича и Татьяну Яковлевну за эти воспоминания и предоставленные факты. Сбор материала продолжается.
Заместитель директора по воспитательной работе МОУ
«Пологозаймищенская СОШ МО «Ахтубинский район»
Некрученкова Марина Николаевна
Эта сатья была опубликована в газете "Ахтубинская правда"
Наши рисунки
Фасад здания школы Фойе школы
В наше школе проводится акция "Поздравь ветерана" дети под руководством учителя технологии Овчаровой А.А. изготавливают открытки к дню Победы и вручают ветеранам и труженникам тыла 9 мая.